- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Образовательные стандарты и требования
Разнообразие форм взаимодействия с родителями
Разнообразные формы работы с родителями в творческих объединениях ОДОД ГБОУ школы № 297
Формы отчетов и содержание отчетов о работе с родителями творческих объединений ОДОД ГБОУ школы № 297:
- Отчет о работе с родителями творческого объединения ОДОД ГБОУ школы № 297 «Театральная студия»
- Отчет о работе с родителями творческого объединения ОДОД ГБОУ школы № 297 «Свиристели»
- Отчет о работе с родителями творческого объединения ОДОД ГБОУ школы № 297 «Архитектура Петербурга и Царского Села»
Разнообразие форм взаимодействия с родителями
Работа с родителями является одним из направлений работы педагогов отделения дополнительного образования ГБОУ школы № 297. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования.
Взаимодействие с родителями в отделении дополнительного образования является актуальной проблемой для многих педагогических работников. Занятость современных родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком. Конечно, многое зависит и от направления, выбранного ребёнком. В частности, в хореографическом объединении, студии развивающего обучения родители более активны, чем в объединениях прикладного, технического творчества. Но роль педагога в организации этой деятельности тоже велика. Современная наука, опыт других педагогов предоставляют нам множество примеров эффективной работы с родителями.
Взаимодействие с семьёй является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.
Основными задачами такой работы является вовлечение родителей в образовательное пространство дополнительного образование, выстраивание партнёрских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения, повышение психолого-педагогической культуры родителей.
В ОДОД ГБОУ школы № 297 присутствуют традиционные (родительские собрания, лектории вечера вопросов и ответов, консультации, индивидуальные беседы и т.д.) и нетрадиционные (родительские тренинги, встречи, ринги, шоу и др.) формы работы с родителями. По содержанию формы работы с семьёй бывают как тематические, так и и итоговые.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование |
Цель использования |
Формы проведения общения |
Информационно- аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик» Индивидуальные блокноты |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
|
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
|
Наглядно-информационные:
|
Ознакомление родителей с работой учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. |
|
Приведём пример некоторых из форм работы с родителями.
Как правило, первое общение – заочное, с потенциальными родителями будущих обучающихся осуществляется через информацию (объявления, буклеты, приглашения), которая размещается на сайте учреждения, рекламных щитах, передаваться через учителей на классных собраниях и т.п. В такой информации отображаются полные сведения о предстоящей деятельности творческого объединения, чему обучающийся сможет научиться в результате обучения по дополнительной общеобразовательной программе, какие навыки сможет развить, на какой период обучения рассчитана программа; сведения о педагоге, его уровень квалификации..
Другим шагом на пути к знакомству с родителями и налаживанию взаимо сотрудничества является День открытых дверей.
В рамках проведения Дня открытых дверей проводятся мастер-классы с изготовлением элементарных изделий-подарков, небольшие концертные номера, представления и тд.
Родительские собрания проводятся минимум 2 раза в год. Сценарий собрания зависит от темы (повестки дня), которая диктуется планами учреждения, директивами других ведомств, предстоящими событиями, в том числе внеплановыми (поездками, праздниками, участиями в различных мероприятиях), а также планами самого педагога. Родительские собрания оформляются протоколом.
Совместные поездки на конкурсы – является важной формой работы, где налаживается тесная связь между педагогом и родителями, которые видят его «в деле». Они видят, чему научился их ребёнок, как он контактирует с педагогом, другими детьми, как реагирует на успех и неудачи. Родители, как правило, становятся активными помощниками, переживают за общее дело, проявляют свои педагогические таланты. Часто они откликаются на помощь педагога в подготовке к конкурсам (изготавливают атрибуты, костюмы, помогают с переодеванием, контролируют выход на сцену во время выступлений и т.д.).
Праздники, досуговые мероприятия, соревнования, конкурсы – массовые мероприятия, в которых участвовуют как сами обучающиеся, так и совместно с родителями. Праздники проводятся по традиционным датам календаря (8 марта, Новый год и т.д.) или по инициативе педагога (праздник дружбы, праздник творческих идей, праздник талантов). Такие мероприятия сплачивают всех участников, поднимают настроение, открывают новые, порой неожиданные качества в результате выполнения заданий, участия в сценках, новые интересы и таланты.
Беседы, индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог делится особенностями поведения ребёнка на занятиях, в деятельности. Такое общение позволяет педагогу лучше понять причины возникающих проблем у обучающегося (при изучении нового материала, во взаимодействии со сверстниками).
Участие в проектной деятельности (семейные проекты по определённым проблемам, творческие проекты) – педагог предлагает родителям и обучающемуся тему проекта в соответствии с конкурсными требованиями. Участники совместно с педагогом разрабатывают план реализации и оформления проекта. Часто получаются интересные и неожиданные результаты в процессе такой деятельности. Обучающиеся учатся навыкам планирования, исследования, статистической обработки, анализа полученных результатов. Родители проникаются интересами ребёнка, делают совместные «открытия», стремятся сделать качественно конкурсные работы, участвуют во всех этапах конкурсов.
Информационно-аналитические формы: экспресс-опрос, анкетирование, «почтовый ящик», шкатулка предложений. По данным анкет педагоги проводят, анализ, выявляют проблемы и предложения по работе творческого объедения.
Наглядно-информационные формы: информационные листы, памятки, плакаты, буклеты, объявления, газеты, информационный уголок, презентации, видеофильмы, стенды. («Наши достижения», «Отдых в коллективе»). Они несут в себе разную информацию: о работе объединения, проведении мероприятий, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей и т.д.
Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении. Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей. Родители активно участвуют в разнообразных мероприятиях, проводимых в ОДОД ГБОУ школы № 297