• Поиск по сайту:

Уголок здоровья

Настройка шрифта для слабовидящих:[ A+ ] /[ A- ]


Материалы:

  1. Внимание педикулез
  2. Осенне-зимняя депрессия
  3. Полезный завтрак для школьника
  4. Как питаться перед экзаменом?
  5. Презентация «Вирусные болезни». Материал подготовила учитель биологии Кушнир Е.В. (Скачать)
  6. Режим дня школьника
    . Материал подготовила учитель биологии Кушнир Е.В. (Скачать)
  7. Презентация «Режим дня школьника
    «. Материал подготовила учитель биологии Кушнир Е.В. (Скачать)

Семья и здоровье

Осенне-зимняя депрессия

Признаки:

Зимняя депрессия (известная также под названием «сезонное аффективное расстройство») — это расстройство настроения, при котором у людей, которые нормально чувствуют себя в течение большей части года, в зимнее время появляются следующие симптомы:

  • Эмоциональные нарушения депрессивного ряда: депрессия, подавленное настроение, безысходность, мучительное ощущение несчастья, отчаяние, безнадёжность, чувство вины, снижение самооценки, чувство бесполезности, неспособность испытывать положительные эмоции.
  • Другие эмоциональные нарушения: повышение уровня тревоги и напряжения, повышенная раздражительность.
  • Затруднение концентрации внимания, ухудшение памяти, замедление и/или снижение интеллектуальной активности, нерешительность.
  • Нарушения сна: увеличенный по времени, но не восстанавливающий сон; появление или усиление потребности в дневном сне; пробуждение ото сна затруднённое или, наоборот, преждевременное.
  • Ухудшение самочувствия в дневное время: сонливость, вялость, апатичность, усталость, ощущение «свинцовых» конечностей, стойкая потеря энергии.
  • Плохая переносимость обычных нагрузок: апатия и депрессия делают их тяжёлыми. Это зачастую затрудняет выполнение повседневных обязанностей и приводит к снижению или потере трудоспособности. Ещё сложнее становится справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Переедание, увеличение употребления углеводистой и сладкой пищи (мучные изделия, сладости) и алкоголя, что, в свою очередь, может приводить к проблемам с избыточным весом.
  • Соматические симптомы: боли в суставах, снижение либидо, нарушения пищеварения, ухудшение иммунитета и снижение резистентности к инфекционным заболеваниям (гриппу, ОРВИ и т.д.).
  • Изменения социального поведения (более характерны для детского и молодого возраста): затруднение коммуникаций с другими людьми, избегание общения, снижение эмпатии, конфликтогенное поведение и др. Изменения в поведении вызывают проблемы с семьёй, друзьями и работой.

У пациента с зимней депрессией обнаруживаются многие (но, конечно, не все) из указанных выше симптомов. Симптомы, как правило, повторяются регулярно каждую зиму, начиная с сентября—ноября, и продолжаются до марта—апреля. Диагноз считается верифицированным, если симптомы наблюдаются в течение трёх или более зим .

Зимняя депрессия исчезает весной. Это происходит либо резко на фоне кратковременной (до 4 недель). Это может происходить двумя путями :в первом случае

             

наблюдаются внезапные резкие изменения настроения, ажитация (возбуждение), беспокойство и/или краткие периоды гиперактивности. Для второго варианта характерно постепенное исчезновение симптомов зимней депрессии без резких изменений настроения. Скорость исчезновения симптомов зависит от интенсивности солнечного света весной и в начале лета.

Существует и маскированная (скрытая) форма зимней депрессии, при которой доминируют такие симптомы, как усталость, вялость, нарушения сна и нарушения пищевого поведения, а эмоциональные нарушения (депрессия и тревога) отсутствуют или выражены крайне слабо. Такую форму зимней депрессии нередко называют поэтичным термином «зимний блюз».

Сезонное аффективное расстройство представляет собой серьёзную проблему, которая не позволяет человеку нормально жить и требует постоянной медицинской помощи. Зимний блюз — более мягкое, но, тем не менее, тоже очень неприятное состояние.

Зимняя депрессия может начинаться в любом возрасте, но чаще всего её первые проявления наблюдаются в возрасте от 18 до 30 лет. Зимняя депрессия наблюдается во многих странах и в северном, и в южном полушариях нашей планеты, но она встречается крайне редко в пределах 30 градусов от экватора, где светлое время суток продолжительное и постоянное, а уровень освещённости очень высок.

Нелеченная зимняя депрессия может приводить к осложнениям :асоциальному поведению, социальной изоляции, развитию различных зависимостей (лекарственной, алкогольной и проч.), проблемам с учёбой или работой.

В странах с умеренным климатом распространённость зимней депрессии выше, чем хотелось бы. Например, по оценкам Британской ассоциации изучения сезонного аффективного расстройства , в Великобритании «классическая» форма зимней депрессии наблюдается у 7% населения, и ещё 17% страдают от её «мягкой» (субклинической) формы. Американские исследователи  приводят почти такие же цифры: сезонное аффективное расстройство — 5%, зимний блюз — 20%.

В механизме развития зимней депрессии ключевую роль играет световое голодание, вызывающее нарушение работы эпифиза, который регулирует все суточные ритмы в организме человека. Сбой ритмов — очень серьёзный стресс, который вполне закономерно приводит к таким тяжёлым последствиям, как депрессия, нарушения сна и т.д.

Поскольку причина зимней депрессии — недостаток света, то главным средством её лечения и профилактики должен быть свет. И действительно, основным методом лечения зимней депрессии считается светотерапия .

Но свет нужен не обычный, а очень яркий. Для светотерапии используются специальные источники яркого света, создающие освещённость на уровне от 2500 до 10000 люкс.

Для снижения вредного воздействия осенне-зимней депрессии кроме светотерапии возможно применение более простых, но также действенных вещей:

 

  1. Сделайте Ваше окружение более светлым, ярким и солнечным. Распахните шторы, откройте жалюзи. Уберите препятствия, которые блокируют солнечный свет. В светлое время суток старайтесь располагаться поближе к окну.
  2. Старайтесь чаще бывать на улице. Очень полезно устраивать прогулки продолжительностью от 30 до 60 минут в светлое время суток в течение первых двух часов после пробуждения.
  3. Регулярно (4-5 раз в неделю по 20-40 минут) занимайтесь аэробными физическими упражнениями. Они помогают уменьшить выраженность стресса и тревоги, высокие уровни которых могут усиливать симптомы зимней депрессии.
  4. Включайте в свой рацион продукты, которые содержат полиненасыщенные жирные кислоты класса Омега-3. Рядом исследований было доказано, что они способны уменьшать симптомы депрессии. Источниками Омега-3 являются морская рыба (лосось, скумбрия, сельдь и др. — в любом виде, кроме жареного), а также семя льна, льняное масло и грецкие орехи.
  5. Заботьтесь о своём организме. Выделяйте достаточно времени на ночной сон, ложитесь спать до полуночи. Во время работы устраивайте перерывы (или хотя бы переключайтесь на другие виды деятельности) через каждые 40-45 минут однотипной деятельности. Придерживайтесь правил здорового питания, принимайте пищу в одно и то же время. Находите время для расслабления. Если у Вас есть такая возможность, проведите зимние каникулы в тёплом, солнечном месте.
  6. Подерживайте социальные связи, не экономьте время на общении с друзьями. В трудные моменты поддержка друзей поможет Вам преодолеть негативные эмоции.
  7. Осваивайте методы управления стрессом (нервно-мышечную релаксацию ,методы управления тревогой  и др.). Чрезмерный стресс может привести к депрессии, перееданию и другим неблагоприятным последствиям, а также повысить Вашу уязвимость к воздействию светового голодания и других негативных факторов. Владение методами стресс-менеджмента поможет Вам не допустить неблагоприятного развития событий.
  8. Обязательно дополните свой рацион витаминами, особенно групп В, А, Е. Источниками являются ярко-красные и оранжевые фрукты и овощи, хлеб грубого помола, проростки зерновых культур. Или используйте готовые витаминно-минеральные комплексы.

 

материал подготовлен учителем биологии Кушнир Еленой Васильевной

январь 2013 г


Полезный завтрак для школьника

Врачи из Берлинского университета недавно доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой.

Ведь первый урок — это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы — рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия.

Три кита правильного завтрака

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов:

  • Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Имейте в виду, больше пользы и витаминов в недавно собранных фруктах. Такие есть даже зимой! Это цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.
  • Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
  • Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака. Но как быть, если ваше чадо наотрез отказывается от полезной еды и норовит либо пропустить завтрак вообще, либо схватить на ходу шоколадку, закусить чипсами и запить кока-колой?

Все знают, что питание должно быть регулярным, разнообразным и безопасным. Однако как воплотить эти замечательные принципы в жизнь? Научить ребенка выбирать полезную еду, заботиться о своем здоровье, самому контролировать, что и как он ест? В Институте возрастной физиологии РАО под руководством академика М.М.Безруких по инициативе и при поддержке компании Nestle в 2006 году разработали новую образовательную программу «Разговор о правильном питании». Цель этой программы – в игровой форме привить детям культуру здорового питания. Программа успешно работает в 27 регионах России. Но что же делать, если в вашу школу эта замечательная программа пока не пришла? Действовать самим!

Спасение утопающих…

Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. За трапезой обратите внимание ребенка на часы, покажите, где находятся стрелки, повернитесь к окну и посмотрите вместе с ним: солнышко встает, мы завтракаем, а теперь солнце уже высоко, пора обедать. После обеда поспали, снова посмотрели на часы — время для полдника. А вечером, когда солнце заходит, садимся ужинать. Так кроха учится организовывать свое питание. И если в детском саду или дома главная ответственность лежит на воспитателях и родителях, то в школе он сам решит, на какой перемене пора съесть принесенный из дома бутерброд или яблоко, а, вернувшись домой, сможет организовать себе простой обед.

Отдельная тема — выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок, находясь в здравом уме и твердой памяти, не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать! Доверьте малышу самому контролировать свой рацион. Можно, например, завести специальный дневник, куда ребенок будет записывать или рисовать самые полезные блюда, которые он съел в течение дня. Разделите все продукты на самые полезные (которые нужно есть ежедневно), полезные (употребляемые не каждый день) и те, что можно есть нечасто. К первой группе относятся овощи и фрукты, мясо, рыба, растительное масло, молоко, йогурт, сыр, крупы. Вторая группа включает яйца, мед, орехи, сухофрукты, макаронные изделия, нежирные сорта колбасы и сосисок, бобовые. И, наконец, третья группа продуктов – кондитерские изделия (торты, пирожные), копчености, мороженое, шоколад, жирные соусы и пр.

Таким образом, незаметно для самого себя ваше сокровище научится оценивать полезность своего дневного рациона. Обсудите с ним результаты дневниковых записей — на прошлой неделе ты съел пять полезных продуктов, а на этой — целых восемь!

Да и с пресловутой кашей можно поэкспериментировать. Что, если добавить в нее орешки, семечки, сухофрукты, или может быть, горсть свежих ягод? А если не просто добавить, а нарисовать забавную мордочку, выложив из изюминок глазки, нос — из орешка, а рот — из капли яркого варенья?

О том, что перед едой положено мыть руки, знают все. Только дети почему-то об этом забывают. Не ругайте малыша и не сердитесь на него. Лучше повесьте на видное место большой календарь, и пусть ребенок сам отметит улыбающейся рожицей те дни, когда он ни разу не забыл вымыть руки перед едой. Уже к 5-6 годам у ребенка должно быть сформировано представление о свежести продуктов. Обращайте его внимание на запах, цвет, вкус того или иного блюда. Приучите малыша к тому, что даже при малейших подозрениях на несвежесть продукта, есть его ни в коем случае нельзя. Увы, питание в школьных и детсадовских столовых не всегда безопасно для наших детей. И очень важно, чтобы ребенок обращал внимание на то, что он ест.

Завтрак для отличника

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга — глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов сделайте ребенку небольшое послабление в диете.

Витамин В1 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе — помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.

Интенсивная учеба — это всегда стресс для организма. В результате стресса нередко развивается дисбактериоз. Значит, на столе вашего школьника обязательно должны быть биопродукты, обогащенные бифидо- и лактобактериями.

А вот от готовых завтраков в виде хлопьев лучше отказаться. Британская ассоциация потребителей предъявила им серьезные обвинения.

«Многие завтраки содержат достаточное количество витаминов и минералов, однако вместе с этим в их состав входит избыточное количество других, совсем не полезных для здоровья компонентов. Такие результаты были получены в 85 из 100 случаев», — заявила представитель ассоциации потребителей Мишель Смит. По ее словам, 32% детских завтраков содержат слишком много сахара, а 64% — избыточное количество соли. В частности, в продукции таких популярных марок, как All-Bran, Oat Krunchies или Golden Grahams, специалисты ассоциации обнаружили столько же соли, как и в 25-граммовом пакетике соленых орешков, подаваемых пиву.

Каша на молоке.

Геркулесовая, овсяная,  пшеничная, смешанная из разных злаков, манная (её ни кто не отменял) каша всегда подойдёт для приготовления завтрака.Каши были и будут одним из лучших  вариантов  завтрака.

завтрак

Сейчас очень много различных каш быстрого приготовления,  вернее  это хлопья.  Выбирайте каши, в которых нет ароматизаторов и консервантов. Которые всё таки надо поварить, хотя бы 5-10 минут.

На дно тарелки  мелко нарежьте фрукты — яблоки или бананы, положите немного  молочной каши, сверху кусочек сливочного масла, ложку мёда или ягодного варенья. В манную кашу можно положить кусочек шоколада. А вприкуску ломтик батончика из тостера.

Ленивые вареники.

Очень легко приготовить. Потребуется пачка творога, мука, сахар, яйцо. Замесите тесто, это можно сделать с вечера, скатайте его в «колбаску» и нарежьте  кусочками. Варить вареники несколько минут в подсоленной воде. На стол подавайте  со сметаной или вареньем.   А вприкуску ломтик батончика из тостера.

Омлет.

завтрак

Яйца очень полезны для ребёнка.  Но не все любят кушать желток. А вот с омлетом вариант выковыривания желтка не проходит. Омлеты могут быть всевозможными — с сыром, с помидоркой, с кусочками отварного мяса и т.д.

Еще вариант — это приготовить простую или необычную яичницу.

Просто гарниры.

Что приготовить школьнику на завтракч

Отварите рис. Можно это сделать на кануне. Желательно чтобы рис был рассыпчатым.  Обжарьте на сливочном масле кубики пшеничного хлеба. Положите на тарелку горячий рис и сухарики, сверху мелко потрите сыром и добавьте ложку консервированной кукурузы, ну и листик зелени.  Желтый цвет поднимает настроение и возбуждает аппетит. В этом случае главное украсить блюдо. Тогда  любой гарнир сыграет роль вкусного завтрака.

Экспресс завтрак.

Залейте молоком или снежком, кефиром или ряженкой (только  комнатной температуры) готовые завтраки, хлопья, подушечки, звёздочки и т.п.  Это  витаминизированный и быстрый завтрак для ребенка. Только не увлекайтесь им каждый день.  Одного раза в неделю будет достаточно, ведь завтрак должен быть тёплым и согревающим.

Гренки.

Смешайте 2 яйца и немного молока, добавьте  сахара. Опустите в смесь ломтики батона, потом обжарьте их на сковороде. Когда гренки перевернёте, для обжаривания с другой стороны, вылейте оставшуюся смесь из яиц и молока в сковороду,  накройте крышкой. Гренки выложите на тарелочку и полейте мёдом.

Горячие бутерброды.

На кусочек пшеничного или ржаного хлеба  положите  ломтик сыра, сверху ломтик ветчины и тонкий кружочек помидорки. Поставьте в микроволновку на 1,5-2 мин. Всё готово.

Можно  приготовить бутерброд только с сыром и зеленью. Тоже вкусно и аппетитно.

Выпечка.

Конечно булочки, пирожки, печенье, оладушки  детям с утра  не повредят,  если будут не основой завтрака , а дополнением.

Чем запить?

завтрак школьнику

1. Сварите какао на молоке. Дети его очень любят. Но чем больше молока и меньше какао, тем лучше.
2. Горячее молоко с мёдом.  Когда дети болеют, мы часто готовим им этот напиток. Но когда они здоровы молоко с мёдом тоже не помешает.  Главное чтобы оно было нужной температуры (горяченькое) и конечно без пенки.
3. Заварите чай, как же без него. Можно добавить целебные травы  — душицу, ромашку, лимонник и обязательно подсластите его.  Глюкоза в школе пригодится.
4. Сок, но только свежевыжатый и разбавленный на треть с кипячёной водой. Соком из пакета не стоит шокировать желудок ребёнка с утра.

Подумайте и немного пофантазируйте чтобы приготовить для ребенка вкусный и полезный завтрак.

Материал подготовлен учителем биологии Кушнир Еленой Васильевной

 

Общие признаки употребления наркотиков

Внешние признаки:

  • бледность кожи;
  • расширенные или суженные зрачки;
  • покрасневшие или мутные глаза;
  • замедленная речь;
  • плохая координация движений.

Поведенческие признаки:

  • увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;
  • уходы из дома и прогулы в школе;
  • трудность в сосредоточении, ухудшение памяти;
  • неадекватная реакция на критику;
  • частая и неожиданная смена настроения;
  • необычные просьбы дать денег;
  • пропажа из дома ценностей, одежды и др. вещей;
  • частые необъяснимые телефонные звонки;
  • появление новых подозрительных друзей;
  • потеря аппетита, похудение, иногда чрезмерное потребление пищи;
  • хронический кашель.

Признаки – улики:

  • следы от уколов,
  • порезы,
  • синяки;
  • свёрнутые в трубочку бумажки, маленькие ложечки, капсулы, бутылки, пузырьки.

Наркозависимость выражается также:

  • в нарушении сна,
  • мышечных и суставных болях,
  • нестабильном артериальном давлении,
  • сухости во рту,
  • снижении половой потенции,
  • нарушении менструального цикла,
  • похудении,
  • нарушении защитных свойств организма и др.

Что делать, если это произошло — ваш ребенок употребляет наркотики?

Соберите максимум информации. Вот три направления, по которым вам нужно выяснить всё как можно точнее, полнее:

  • всё о приеме наркотиков вашим ребёнком: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности;
  • всё о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;
  • всё о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку.

Ни в каком случае не ругайте, не угрожайте, не бейте.

Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.

Меньше говорите — больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению.

Не допускайте самолечения. Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения.

Если вы предполагаете, что ребенок систематически употребляет алкоголь, наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу.

Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные силы, они вам еще пригодятся. Тем более, что выплеском эмоций добиться чего-то будет сложно. Представьте себе, как вы бы себя вели, заболей ваш ребенок другой тяжелой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придет в голову унижать и оскорблять его только за то, что он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже. Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывают, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время решительных действий.